Сегодня мне хотелось бы затронуть интересную и малоизученную тему — композиторский талант.

Мне всегда хотелось узнать — кто такие детские композиторы, как они сочиняют песни, нужно ли для этого обладать специальными музыкальными навыками, образованием, какие качества помогают сочинять песни.

И совершенно случайно представился случай пообщаться с популярным современным детским композитором из  Санкт-Петербурга.  Хочу и вас познакомить с этим незаурядным человеком — автором более 400 песен для детей и подростков, членом Петровской академии наук и искусств, членом Международной академии семьи, директором Международного конкурса «Грани искусства» — Дмитрием Воскресенским.

Дмитрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Мечтали ли Вы в детстве быть композитором?

По правде говоря, о профессии музыканта я даже не задумывался.

Я  ходил в музыкальную школу, учился играть на фортепиано, пел сольно и в школьном хоре. Дома часами мог играть на пианино, подбирая свои любимые мелодии на слух, забывая обо всем на свете.

Музыкальную школу я закончил очень хорошо и знания, полученные там, пригодились мне в дальнейшем. Я закончил музыкальное училище им. Мусоргского по специальности «сольное народное пение» в Санкт-Петербурге, в те годы я стал своего рода первооткрывателем, до этого на отделение брали только девочек. Сейчас, конечно, по этой специальности учатся и мальчики, и девочки.

Когда Вы сочинили свою первую песню?

Первые песни я сочинил в армии. Служба была физически тяжёлой, в строительном батальоне, далеко от дома, без единого отпуска. Да и морально особого позитива я не испытывал. И потом места, в которых проходила служба, навевали тоску. Крайний Север, Ненецкий автономный округ, бесконечная угрюмая тундра и рядом вечно ледяное Карское море.

Поэтому в то время у меня и появились первые стихи и песни на тему одиночества, невероятной скуки и о скорейшем возвращении домой.

Я знаю, что текст ко всем песням Вы пишите сами. Я права?

Да, стихи в моих песнях собственного сочинения. В моем творчестве также есть романсы, в них я обращаюсь к произведениям классиков: Лермонтову, Анненскому, Бродскому, Ахматовой, Тютчеву, Есенину, а также есть романсы на стихи современных поэтов.

Есть ли у Вас специальное рабочее место для сочинения — кабинет, офис или укромный уголок, требующий тишины?

Специального места, кабинета, где бы я сочинял песни, нет. Есть фортепиано в квартире, которое служит мне верой и правдой с моих детских лет. То самое, на котором я учился играть, делал первые шаги в музыке.

А сочинение песен происходит везде — за рулём машины, на прогулке в парке, в магазине, в кафе, дома. Идеи для песен появляются спонтанно и в самых неожиданных местах, даже играя в футбол или теннис.

А потом я проверяю эти  идеи, музыкальные ходы и первые поэтические наброски к новой песне под фортепиано. Так рождаются первые штрихи к будущей песне. Потом идёт процесс сочинения полного текста, мелодии.

Сколько времени занимает написание одной песни?

Иногда песня может быть написана даже за 1 день.  Но чаще этот процесс занимает гораздо больше времени. На некоторые песни у меня уходит от недели до полугода. Сами понимаете, это процесс творческий, сложный,  требующий умственной активности и вдохновения.

Поделитесь секретом, есть у Вас любимые песни в Вашем творчестве?

У каждого автора, наверное, все песни любимые. Ведь это его труд, частичка сердца и души.

Я с особым трепетом отношусь к своим романсам и колыбельным песням. Потому что именно с них начался мой настоящий песенный путь.

Колыбельные песни — это  отдельная история. Они появились благодаря рождению моего сына Егора и были написаны буквально на одном дыхании. Это был творческий процесс со своими сложностями, поисками, непередаваемыми ощущениями радости от работы. Тот период жизни и история написания колыбельных — один из самых ярких эпизодов в моем творчестве.

Есть песни,  которые я очень люблю и считаю их наиболее удачными в плане музыки, стихов, эти песни пользуются особой популярностью у исполнителей-вокалистов и у  публики. Среди них могу назвать: «Мне бы птицею стать», «Небо», «Дед», «А мечта у меня простая», «Кофейный джаз», «Земля».

Буду честным и скажу, что мне очень нелегко разграничивать свои песни и делить их по группам «очень любимая» или «просто любимая»!

Дмитрий Юрьевич, какие бы советы Вы дали начинающим исполнителям?

В любимом занятии нужно прилагать максимум сил, добиваться совершенства, оттачивать мастерство. Не переживать и не отчаиваться, если что-то не получается, учиться на своих ошибках, брать пример с мастеров своего дела. Вокалистам нужно особенно внимательно относиться к своему здоровью, к вокальному аппарату.

На какой возраст исполнителей рассчитаны Ваши песни?

У меня достаточно материала для исполнителей разных возрастов. От трёх-четырёхлетних малышей до подростков и уже взрослых людей.

И я постоянно  добавляю  в свою песенную копилку новые песни.

Мне очень нравится Ваша песня «А мечта у меня простая», услышанная на одном из фестивалей. Но, к сожалению, я не смогла найти в интернете минусовку этой песни.

На просторах интернета часто можно встретить фонограммы очень низкого качества, исполнение под такую фонограмму ставит исполнителей и педагога  в неудобное положение. Что уж говорить про автора. Создается неловкая ситуация, когда автор-композитор слышит исполнение своей песни под «чужую» фонограмму. Ведь песня — это творчество, в котором все важно — слова, музыка, подача исполнителя, аранжировка. Это нужно учитывать при подготовке. Каждый нюанс имеет значение — инструменты, темп, тональность и все тонкости аранжировки составляют в эстрадной песне единый ансамбль, влияют на восприятие музыки.

Если песня понравилась и есть желание ее исполнять, то простой выход из ситуации — обратиться к автору песни напрямую и официально приобрести оригинальную минусовку.

Многие авторы могут написать песню под определенного исполнителя, и тогда Вы можете приобрести свою песню с исключительными правами на исполнение.

И, пожалуй, главный вопрос. Раскройте секрет — как сочинить песню?

У меня лично нет какого-то универсального рецепта или совета.

Все индивидуально. Если человек хочет написать песню и душа его стремится к этому таинству, то нужно пробовать.

Искать, советоваться, показывать для начала свои песни друзьям и родным, спрашивать их мнение. Друзьям и родственникам понравится практически все, что вы напишите.

Поэтому следующим шагом будет – узнать мнение профессиональных поэтов и композиторов, настоящих мастеров своего дела.

Считаю  обязательным  начинающему  автору учиться  у признанных мастеров – знать основы музыкальной гармонии, поэтических законов.

Важнейшим моментом самообразования и наполнения своего внутреннего мира прекрасным является чтение классической мировой и отечественной литературы, и особенно поэзии.

Обогащайте себя классической музыкой, джазом, этнической музыкой, в  современной рок и поп-музыке также очень много достойных примеров. Слушайте, подражайте, копируйте для начала.

Отталкиваясь от уже сочинённых хитов,  Вы наберетесь таким образом опыта и умений.

Со временем вы возможно откроете и что-то своё, личное, самобытное.

И, возможно, скажете новое слово в науке сочинения песен!

Дмитрий Юрьевич, последний вопрос на сегодня.  Поделитесь, пожалуйста, своими творческими планами.

Если кратко — сочинять новые песни и работать над развитием  многожанрового конкурса  талантов «Грани искусства». Я желаю всем начинающим  исполнителям удачи!

Спасибо огромное за интервью! Желаю Вам творческих успехов!

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях.