Чтобы разобраться в подходе, давайте разберемся, что представляют собой бесплатные кружки при общеобразовательных школах, садах и домах культуры. Сразу оговоримся, мы не берем в расчет специализированные школы для одаренных детей и музыкальные школы, там другой принцип отбора детей — по конкурсу, дети должны обладать отличными музыкальными способностями.

Поговорим о тех вокальных кружках, где к приему детей на обучение нет строгих требований.

Какие подводные камни скрыты под словом «бесплатно»?

Работая в бюджетном учреждении, педагог вокального кружка ежегодно делает набор детей, это должно быть определенное количество человек, за которые он получает зарплату. Количество детей в вокальном кружке, который набирает педагог, от 20 до 30 человек. Это дети, как правило, разного возраста, от 5 до 15 лет. Иногда в такой кружок принимают и взрослых после 20 лет. Часто возникает такая ситуация, когда дети разных возрастов приходят на занятия в одно и тоже время и занимаются в группах по 10-15 человек.

Почему это плохо?

Во-первых, при обучении вокалу есть общепринятые правила, которые базируются на основах педагогики, методики преподавания вокала и психологии. Голосовые связки детей, их физические и психические возможности совершенно разные. К примеру, у ребенка в 5 лет еще не развитые голосовые связки, голос нужно беречь, нельзя давать большую нагрузку. Репертуар должен четко соответствовать голосовым возможностям. Ребенок в раннем возрасте быстро устает, ему нужно переключать свое внимание, необходима смена заданий. Потому что происходит быстрая утомляемость, вплоть до потери интереса к музыке.

Во-вторых, до 14-15 лет дети стремительно растут, каждый год происходят значительные изменения, как в физическом, так и эмоциональном плане. Сравните, например, ребенка 1 года и ребенка, которому 4. Согласитесь, разница в 3 года просто колоссальная.

Так же и в вокале. Пение – это сложный процесс, который зависит от общего физического развития ребенка, нервной системы. К этому нужно подходить серьезно.

При наборе в бесплатные кружки строгого деления на возраста не происходит, потому что пришлось бы организовывать слишком много групп с маленькой наполняемостью, это в бюджетных учреждениях не практикуется, педагогу пришлось бы работать огромное количество часов.

Хотя общепринято, что дети одного возраста идут в группу детского сада со своими сверстниками, тоже происходит и в школе. Не бывает в 1 классе обычной школы учеников, одному из которых 7, а другому 10 лет.

Здесь же этот принцип не соблюдается.

Что происходит в кружке, в котором собраны в одной группе дети разного возраста?

  1. Дети поют репертуар, который не подходит по возрасту и голосовым возможностям. Это опасно для голоса.
  2. Продолжительность занятия для всех одинакова, не происходит смены деятельности. Дети дошкольного возраста удерживают внимание не дольше 5 минут, в отличие от школьников. Для дошкольников на уроке должны преобладать задания в игровой форме, это обязательное условие успешного урока. Согласитесь, что по одному и тому же принципу преподаватель не может построить урок так, чтобы было интересно и 5-летнему ребенку, и 8-летнему.
  3. Большое количество человек в группе не дает качественного развития голоса. Преподаватель не может уделить достаточного внимания каждому ученику, чтобы проконтролировать качество исполнения, чистоту интонирования. Следовательно, ребенок не исправляет свою манеру пения, а повторяет многократно ошибки. Исключение составляют профессиональные коллективы и хоры, где при большом количестве участников, педагог слышит каждый нюанс. Но, как правило, в таких коллективах есть отдельные предметы, помогающие развитию слуха — пение в камерных ансамблях, сольфеджио и индивидуальные занятия вокалом.

Результат.

Родители, отдающие своего ребенка в подобную студию, часто разочаровываются в вокальном обучении и занятиях музыкой: ребенок, как правило, весь год поет хором в разновозрастной группе, на выступлениях со сцены ребенка практически не видно, он не научился чисто петь, не произошло качественного улучшения в пении, не умеет работать с микрофоном.

Те родители, которые ставили более амбициозные цели для обучения своих детей, совсем бросают занятия, поскольку не увидели запланированного результата.

Бесплатно – это не всегда значит хорошо.

Как происходит обучение в платных студиях и кружках?

Поддержки со стороны государства в таких студиях нет, зарплату педагога составляют взносы родителей за обучение.

Студии бывают 2 типов:

  1. Платные студии, открытые на базе детских садов, домах культуры, школах.
  2. Независимые вокальные студии, работающие в отдельных помещениях.

Главное отличие этих двух типов студий в преподавателях. Как правило, в платных студиях в садах работают те же самые педагоги, которые работают на бюджетную ставку в детском саду или школе, платная студия идет как дополнительный заработок.

Независимые вокальные студии создаются, как правило, под собственным названием, сотрудничают с композиторами, продюсерскими центрами.

На что стоит смотреть при записи в платный вокальный кружок?

  1. Количество детей в группах. Оптимально 8-10 человек. Большинство вокальных студий работает с небольшими группами.
  2. Возраст обучающихся. Дети в одной группе должны быть максимально близки по возрасту. То есть в одной группе могут быть или только 6-летние дети, или дети в возрасте 6-7 лет, 5-6 лет.
  3. Продолжительность занятия. Для детей до 3-4 лет – это 30 минут. От 5 до 8 лет- 40-45 минут. Дети старшего возраста могут заниматься в течение 60 минут.
  4. Наличие музыкального образования у педагога.

Узнайте, есть у педагога специальное музыкальное образование. Иногда получаются так, что открывается платная вокальная студия, а у преподавателя нет музыкального образования, он сам поет и учит петь других детей по слуху, «под музыку», не умея играть на инструменте, и не зная нотной грамоты. Такая ситуация иногда происходит и в бесплатных студиях. Для того, чтобы грамотно научить петь Вашего ребенка, у преподавателя должно быть высшее музыкальное, музыкально-педагогическое или средне-специальное музыкальное образование, а не корочка из ДМШ. Люди, которые закончили музыкальную школу, еще не являются педагогами — они не владеют методиками обучения детей, поскольку в музыкальной школе нет такой дисциплины, в школе только развивают слух и музыкальные способности, помогают с выбором будущей профессии, это база.

Мало кто поведет своего ребенка на занятия, к примеру, акробатикой или гимнастикой к преподавателю, который не получал специального образования, а посмотрел уроки на Youtube или когда-то в детстве сам посещал подобный кружок. Все понимают, что это опасно для ребенка. С занятиями вокалом – та же ситуация. Множество книг написано об охране детского голоса, специалисты знакомы с ними.

Для того, чтобы стать преподавателем — нужно учиться долгие годы. Никто не доверит свое здоровье стоматологу или хирургу, которые нигде не учились, детский голос тоже надо беречь.

5. Наличие опыта преподавания у педагога, заслуги, награды и достижения.

На что стоит смотреть в первую очередь – сколько лет работает педагог в данной области.

Как правило, педагог, который работает в данном направлении всего несколько лет, совершает ошибки, которые более опытный специалист делать не будет.

Узнайте, готовит ли преподаватель на конкурсы, какие достижения у его учеников. Заметьте, не у преподавателя, а именно у учеников. Потому что иногда случается, что преподаватель сам выступает, ездит на конкурсы, получает награды, а ученики нет. Тут мы говорим о хорошем исполнителе, а не о преподавателе. Вам же важно, чтобы Вашего ребенка преподаватель хорошо научил, а не пел сам? Иногда хороший исполнитель и хороший преподаватель — это далеко не одно и тоже. Преподаватель — это тот, кто может научить и передать свой накопленный опыт ученику.

Если провести аналогии со спортом — хороший тренер может не быть великим спортсменом, но благодаря своим знаниям, может воспитать олимпийского чемпиона.

6. Работа на результат.

Этот пункт связан с предыдущим. Пообщайтесь с педагогом, спросите, какие цели при обучении учеников он перед собой ставит. Некоторым педагогам достаточно, чтобы их дети хорошо пели перед родителями в классе, другие более амбициозны и вывозят своих учеников на фестивали и мероприятия по всей России, готовят для участия на серьезных концертных площадках, кастингов для телепроектов, поступления в ВУЗы. Такие педагоги, несомненно, закладывают более серьезную основу для дальнейших занятий вокалом.

7. Оборудование кабинета.

Эстрадный вокал — дисциплина, где должны соблюдаться определенные требования. В классе должен быть инструмент, желательно фортепиано, на котором педагог проводит распевки. Ведь именно распевание и подготовка к дальнейшему пению развивают слух и голос юных вокалистов.

В классе должны быть условия для подключения аппаратуры — колонок, микшерного пульта, микрофонов. При подготовке к конкурсам и концертам детям важно «прочувствовать» концертную атмосферу в реальности. Руководители платных студий покупают аппаратуру, следят за техническими новинками.

8. Возможность выбора индивидуального графика.

Некоторые дети посещают множество кружков, у них не получается посещать групповые занятия. В таком случае педагог может предложить индивидуальные занятия, составленные по удобному графику.

9. Вы всегда знаете, чему на занятиях учат Вашего ребенка.

Педагоги в платных вокальных кружках периодически показывают, чему научились дети во время уроков. Некоторые педагоги настаивают, чтобы родители сидели на индивидуальных занятиях у школьников, приобщались к методике и терминологии обучения.

Педагоги часто дают открытые уроки для родителей, приглашают родителей на занятия, демонстрируя этапы обучения, всегда держат связь — в устном разговоре, в мессенджерах, по телефону, отвечают на вопросы конкретно по каждому ребенку, поскольку группы небольшие и прогресс каждого легко заметить.

10. Планы платных студий ориентированы на учеников студии, их возможности и потребности.

По сравнению с вокальными кружками, которые проводятся на бюджетной основе, планы коммерческих студий более гибкие и подвижные. Что это означает? В бесплатных кружках есть план мероприятий, составленный в начале сентября и утвержденный руководством дома культуры или детского сада на весь год.

В платных студиях тоже есть план, но он составлен и ориентируется на конкретных учеников студии. То есть, если педагог видит, что в студию пришли целеустремленные, талантливые и работоспособные дети, то помимо основной программы, он во время обучения может разнообразить формы работы – это участие в Международных и Всероссийских конкурсах, крупных мероприятиях, подготовка к записи на звукозаписывающей студии, съемка клипа и другие формы работы.

Результат.

Вы сможете выбрать педагога, который раскроет природные возможности голоса Вашего ребенка, подберет оптимальный режим и интенсивность обучения, сможет привить интерес к музыке. Обучая пению, педагог помогает ребенку стать гармонично развитым человеком.

Педагог – это призвание. Педагоги коммерческих студий постоянно совершенствуются, посещают мастер-классы, открытые уроки, семинары, потому что им надо держать руку на пульсе, чтобы быть конкурентноспособными, предлагать своим ученикам интересные формы работы, быть в курсе событий и мероприятий,которые происходят на площадках страны, чтобы талантливые и трудолюбивые дети смогли принять в них участие и максимально раскрыть свой талант.

Надеюсь, Вам стали понятны различия принципов обучения в бесплатных и платных кружках.

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях.