Многие родители, зная о том, что в детском саду проводят музыкальные занятия, уверены, что ребенок получает в достаточном количестве необходимые музыкальные знания. Дополнительные занятия по развитию музыкальности просто не нужны. Так ли это на самом деле?

Проведя небольшое исследование, я пришла к следующим выводам.

До 1990-х годов в нашей стране существовала единая типовая программа для музыкальных руководителей, которой они придерживались. Сейчас существует разнообразие программ (более 20), по которым музыкальные педагоги в детском саду могут проводить занятия.

Программы — это методические пособия, в которых подробно расписана тема занятия, ход и цель урока, музыкальное сопровождение, перечислен рекомендуемый нотный и аудио-материал. Некоторые программы особенное внимание  уделяют слушанию классической музыки, другие -игре на музыкальных инструментах , третьи — танцам и пению.

То есть то, чему научат вашего ребенка, полностью зависит от программы, которая выбрана педагогом и зависит от его личных предпочтений. Если музыкальный работник, например, хорошо владеет методикой преподавания танцев, то дети на занятиях и утренниках будут больше танцевать.

Конечно, многие музыкальные педагоги стараются придерживаться комплексной системы преподавания — провести занятие, включающее пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, танцевальные движения, некоторые руководители работают по своим авторским методикам. Есть выдающиеся музыкальные руководители, которые благодаря организации занятий с детьми, любовью к музыке и педагогическому мастерству, служат примером.

Но, внимание! В каждом детском саду есть единые нормы длительности проведения занятий. И эти нормы, на взгляд профессионального музыканта, просто удручающие.

Возрастная группа Продолжительность занятия
С 1,5- 3 лет 10 мин
3-4 года 15 мин
4-5 лет 20 минут
5-6 лет 25 минут
6-7 лет 30 минут

Занятие проводится по подгруппам, 2 раза в неделю, группы во многих государственных садах — 30 человек, т.е. 15 человек  в подгруппе. Это достаточно большое количество. Если взять, к примеру, детей в возрасте 4 лет, то у музыкального руководителя всего 15 минут, чтобы провести 5-7 форм музыкального развивающего занятия — распевка, слушание музыки, разучивание новых песен, танцев, игра на музыкальных инструментах.

В обычных садах проводятся только групповые формы работы, программой не предусмотрено воспитание сольных исполнителей. Очень часто из-за такой формы работы, многие музыкально одаренные дети остаются незамеченными.

Также музыкальному руководителю в детском саду по плану необходимо регулярно проводить праздничные мероприятия для детей и родителей. Изучение песен во многих  детских садах из-за нехватки времени происходит поверхностно, в основном все сводится к тому, что воспитатель раздает текст 3-4 песен на листочках родителям, которые перед праздником учат его с детьми дома, иногда даже не зная, как звучит оригинал песни. Но это неправильный подход к обучению пению. Музыка и текст неразрывно связаны, грамотный музыкальный педагог обучает детей правильной интонации, работает над дыханием, дети легко запоминают то, что было многократно повторено и эмоционально окрашено.

В детях скрыт огромный потенциал, раскрыть который  может правильное и последовательное воспитание музыкальных навыков. К примеру, Э.П. Костина, автор программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» обозначает следующие показатели музыкального развития 4-х летнего ребенка, приведу некоторые из них.

Ребенок освоил программу слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, если:

  • Имеет определенный объем музыкальных впечатлений — самостоятельно узнает, называет большинство музыкальных произведений (народные, классические, современные), прослушанных в течение года.
  • Владеет элементарными основами культуры слушания музыки, может целенаправленно слушать музыку, получая удовольствие, петь самостоятельно песни, освоенные в течение года.
  • Способен различать выразительные особенности музыки — характер (веселый, грустный), некоторые выразительные интонации (вопрос, ответ), понять конкретный музыкальный образ, способен элементарно выделять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр).
  • Умеет петь напевно, довольно четко пропевая слова, вовремя начинать и заканчивать песню, петь на одном дыхании слова и короткие фразы, петь по ручным знакам (первая — третья ступени).
  • Имеет стойкий интерес к игре на детских музыкальных инструментах и игрушках, достаточно верно играет на треугольнике, бубне, барабане и т. п.
  • Способен эмоционально передать в игре характер музыки (веселый, грустный). Старается передать постоянный метроритм.
  • Может элементарно импровизировать на детских музыкальных инструментах, играть в ритмических ансамблях.

Также автор рекомендует обширный репертуар для каждого возраста — более 40 композиций для слушания, 60 песен для пения, 50 — для танцевальных упражнений, плясок и хороводов.

Вдумайтесь в эти цифры. Сколько на самом деле в 4 года Ваш ребенок знает песен, которые он выучил в детском саду? Сколько мелодий он узнает на слух, может рассказать о характере произведения? На каких детских музыкальных инструментах он умеет играть?

Для того, чтобы ребенок был музыкально образован, умел красиво петь и играть на музыкальных инструментах, общеразвивающих музыкальных занятий в саду недостаточно.

Сейчас существует огромный выбор кружков, секций дополнительного образования, в которых с самого раннего возраста приобщают детей к музыке, обучают эстрадному и народному вокалу, слушанию классических произведений, игре на разнообразных инструментах, нотной грамоте и сольфеджио.

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях.